Новости Архангельска, Работа Архангельска, Недвижимость Архангельска

Используя данный сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Согласен

Кто такой сити-менеджер? Нужен ли он Архангельску? За и против!

Категория: Государство и власть

City manager vs original

31 мая было одобрено предложение о введении должности "сити-менеджер" в трёх городах Архангельской области: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск. Вопрос будет вынесен на рассмотрение депутатам Архангельского горсовета. Однако, не всем понятно само определение сити-менеджера и зачем городу "второй мэр"? Эти вопросы, а также доводы "за" и "против" рассмотрены в данной публикации

В Архангельской области, а точнее в трёх городах Архангельске, Северодвинске и Новодвинске было предложено ввести институт сити-менеджера, т.е. нанятого для города управленца, по контракту. Опыт других регионов и мнения специалистов позволяют сделать вывод, что система найма главы в процессе адаптации на российской почве приобретает свою специфику. Она имеет как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы.

Возможность нанимать главу администрации муниципалитета по контракту наряду с другими вариантами его избрания предусматривает ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Схема такова. Глава муниципалитета избирается из числа депутатов законодательного органа. Этот же человек становится председателем местного парламента. А глава администрации района или города нанимается депутатами по контракту на конкурсной основе. 

По замыслу российских разработчиков, контрактная система должна исключить политическую составляющую из управления городским хозяйством, устранить сосредоточение власти в одних руках и повысить качество менеджмента. «Я убежден, что глава муниципалитета – это прежде всего политик, – заявлял в 2006 году руководитель рабочей группы по написанию 131-го закона, начальник отдела в Минэкономразвития Александр Широков. – Но местные политики должны руководить процессами: создавать благоприятные условия для развития бизнеса, притока инвестиций и т. д. А реализовывать эти планы должен профессионал – сити-менеджер. Все вполне логично». Однако на практике оказывается все не так просто.

 

Позитивные моменты (плюсы)

1. Исключается появление случайных или некомпетентных людей на посту. Это основной довод, который приводится в пользу новой системы. Она дает возможность более серьезного отбора по профессиональным качествам, по опыту деятельности, образованию, даже морально-нравственным качествам. При всенародных же выборах обеспечить качественный состав глав муниципалитетов не всегда удается.

2. Работа главы администрации не подчинена выборным задачам. Известно, что многие наиболее долгожданные для населения решения принимаются в период предвыборной кампании, а самые непопулярные – сразу после выборов. Сити-менеджер же не обременен опасениями, что население не переизберет его наследующий срок.

3. Снижение риска противостояния муниципальных и региональных элит. Комиссия, которая рассматривает кандидатов на пост главы администрации, состоит из представителей обеих сторон. Благодаря этому сити-менеджер становится компромиссной фигурой.

4. Нанятого менеджера легче освободить от должности в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. Известны случаи, когда население, избравшее главу муниципалитета, впоследствии разочаровывалось в своем выборе. Однако система отзыва главы, прописанная в российском законодательстве, очень сложна и на практике фактически не применима. С нанятым же менеджером распрощаться очень просто – достаточно разорвать контракт.

 

Негативные моменты (минусы)

1. Отсутствие выборности. На стадии обсуждения закона многие действующие главы в России, возмущаясь новой системой, апеллировали именно к этому доводу.

2. Двоевластие. Известно, что два медведя в одной берлоге не могут ужиться. Речь идет о возможном противостоянии представительного и исполнительного органов власти. 

3. Влияние региональных властей. Многие эксперты признают, что назначение сити-менеджера, особенно в городах, происходит чаще всего там, где региональные элиты хотят укрепить свои позиции. Процедура избрания по конкурсу становится лишь формальностью, поскольку кандидатура будущего мэра согласовывается с депутатами гораздо раньше. 

Кроме того, некоторые эксперты оценивают участие региональных представителей в комиссиях как нарушение Конституции РФ (ст. 12), разделяющей государственную и муниципальную власти. 

 

Ещё момент

Стабильность. 

Стабильность местных элит, отсутствие кадровой суеты и перестановок, безусловно, плюс. Однако данный фактор можно уверенно отнести и к минусам. Отсутствие свежих сил, действительно профессиональных менеджеров из реального сектора экономики, способных взглянуть на систему управления муниципалитетом с других позиций, тормозит развитие региона.

И наверное, самым актуальным для ситуации, сложившейся в Архангельске и Архангельской области, тезисом будет являться то, что несистемный человек там появиться не может. Система управления стремительно обюрократится, лишившись последних публичных площадок для решения конфликтов.

 

P.S. Кто назначает сити-менеджера?

Алгоритм действий по переводу главы администрации на контрактную основу следующий. Законодательный (представительный) орган муниципального образования вносит изменения в Устав, согласно которым глава района или города избирается из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту. Назначить главу администрации смогут только депутаты следующего созыва, а не те, кто принимают изменения в Устав. Законодатели утверждают и состав конкурсной комиссии, которая на две трети состоит из представителей муниципалитета и на треть – из представителей региональной администрации.

Кандидаты сами подают документы в комиссию. Каждый из них должен соответствовать ряду критериев, прописанных в законе. Обязательны высшее образование, опыт работы на муниципальной службе или руководящих должностях и пр. С кандидатами проводится собеседование: на знание 131-го закона, на видение перспектив развития территории. Комиссия определяет своего победителя и рекомендует его депутатам, которые тайным голосованием и выявляют нового главу администрации.

По материалам altapress.ru

Новости партнёров